Вначале небольшая интрига — фрегат «Адмирал Горшков», головной сторожевой корабль 1 ранга дальней морской зоны проекта 22350, должен был войти в состав ВМФ России в конце 2015 года (Андреевский флаг на нем был поднят 22 мая прошлого года). Однако стало известно, что процедура передачи корабля перенесена на первый квартал года нынешнего. Что пошло не так с испытаниями? Корабль оказался «сырым»? Вовсе не так, наоборот флотские специалисты весьма комплиментарны в отношении этого проекта и дают высокие оценки его ходовым качествам, оборудованию и вооружению.
Вот в отношении вооружения корабля и кроется загадка задержки его с передачей флоту. Дело в том, что на «Адмирале Горшкове» в спешном порядке доводят до конца испытания не только его штатного вооружения, но и перспективного, того, которым будут оснащены последующие корабли этого класса. Фрегат только в последних числах декабря прошлого года вернулся в гавань Североморска из Белого моря, где отстрелялся ракетами и пушечным вооружением.
И уже в январе 2016 года опять ушел в море с формулировкой «проведения заводских испытаний». А на самом деле – нарабатывать боевой опыт для последующих фрегатов этой «адмиральской линейки»: «Адмирала флота Касатонова», «Адмирала Головко», «Адмирал Исаков» и еще почти двух десятков запланированных к постройке кораблей этого проекта (до 2020 года), в названиях, которых, надо полагать, тоже будут имена русских и российских адмиралов.
Похоже, что именно в таком качестве сейчас закончил «отдуваться» за своих последователей и сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович», вслед за которым на Черноморский флот придут «адмиралы» Эссен, Макаров, Бутаков, Истомин, Корнилов. Хоть историю отечественного флота изучай по этим прославленным фамилиям!
«В ближнесрочной перспективе от предприятия «Северная верфь» мы получим еще три фрегата проекта 22350. Это «Адмирал Касатонов», спуск на воду, которого состоялся в декабре 2014 года и на котором ведутся достроечные работы. Это фрегат «Адмирал флота Головко», который находится на этапе корпусных работ, и фрегат «Адмирал Исаков», находящийся на первом этапе постройки на предприятии», – говорит замглавкома ВМФ контр-адмирал Виктор Барсук. – Эти фрегаты построены по новым технологиям. Одной из особенностей является использование композитных конструкционных материалов, что обеспечило снижение уровня радиолокационного поля корабля. При строительстве были минимизированы физические поля фрегатов и применена совершенно новая архитектура корпуса и надстроек. Все это в комплексе позволяет снизить заметность фрегата в море, то есть повысить скрытность. На новых кораблях удалось рационально разместить комплексы и системы вооружения, а также повысить живучесть. Новые фрегаты смогут эффективно выполнять задачи в составе корабельных группировок в дальней морской зоне, во взаимодействии с авиацией и подводными лодками. Корабли этого проекта планируется применять в качестве многоцелевых кораблей дальней зоны – они могут использоваться для противовоздушной обороны, находить и отслеживать субмарины, наносить удары по надводным и береговым целям».
А почему сторожевому кораблю дальней морской зоны «Адмиралу Горшкову», как и всем из проекта 22350, присвоили классификацию «фрегат»? В истории советского флота фрегатов-корветов не существовало, на памяти был разве что фрегат «Паллада», но это еще из истории царской России. И советский сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник» (их было построено более 30) обрел статус фрегата лишь после того, как эти замечательные корабли стали экспортивовать в Индию.
Само слово «фрегат», как обозначение класса корабля, появилось при Петре Великом – слово заимствованное. Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийских вооружений. Его предназначение состояло в ведении дальней разведки и самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях. Собственно ничего не изменилось за это время — предназначение фрегатов скромнее, чем у крейсеров, хотя при усилении вооружений они подтягиваются к эсминцам. А вообще, классификация «фрегат» определяется водоизмещение корабля, как, например, «Адмирал Горшков», у которого оно составляет 4500 тонн.
Фрегаты проекта 22350 относятся к принципиально новым боевым кораблям, которые должны заполнить нишу морально устаревших боевых кораблей и во многом подменять эсминцы. Более дешевые в производстве и занимающие меньше времени на строительство, фрегаты являются первоочередной задачей российской судостроительной промышленности. По своей универсальности боевого применения и судоходным характеристикам они способны нести вахту как в Черном и Средиземных морях, так и применяться в более суровых климатических условиях на Северном и Тихоокеанском флотах. (Изначально предполагалось, что «Адмирал Горшков» войдет в состав Северного флота, но впоследствии его переориентировали на Черноморский флот).
Они могут нести боевое дежурство в ближней и дальней морской зоне и способны решать поставленные задачи в акватории Мирового океана. Запас хода нового фрегата составляет более 4 тысяч морских миль, а автономность — 30 суток. При дозаправке и восполнении продовольствия эти характеристики просто не ограничены.
«Адмирал Горшков» оснащен самым современным вооружением и технологиями. В отличие от большинства российских военных кораблей, спущенных на воду после распада Советского Союза, этот фрегат имеет палубные надстройки и командирскую рубку, выполненные с применением технологий стелс. Именно поэтому его сразу прозвали «корабль-невидимка» – радары противника просто рассеиваются вокруг корпуса фрегата и не видят его.
Основная группа боевого вооружения представлена на нем комплексом из 16 противокорабельных ракет «Москит» из семейства крылатых ракет «Калибр-НК». Вероятно, что они взаимозаменяемы с другими ракетами («Оникс»). Главная артиллерийская установка фрегата имеет калибр 130 миллиметров (А-192 «Армат») и способна вести огонь со скорострельностью 30 выстрелов в минуту на дальность до 22 километров.
Для защиты от подводных лодок используется ракетный комплекс «Медведка-2», который обеспечивает запуск противокорабельных ракет из вертикальных шахтных пусковых установок. Отслеживание подводной обстановки и обнаружение глубоководных целей обеспечивается гидроакустическим оборудованием «Виньетка – М». Использование модифицированного гидроакустического оборудования позволяет обнаруживать субмарины противника и стартовавшие торпеды на дистанции 60 километров. В качестве противокорабельного вооружения используется и вертолет Ка-27.
Средства ПВО представлены модулями зенитного ракетного комплекса «Редут», каждый из которых включает восемь пусковых ячеек для зенитных ракет (утверждается, что этот комплекс видит чайку на 100 километров). А также две установки ракетно-пушечного комплекса «Палаш», оснащенных гиперскоростными ракетами «Сосна-Р», способными поражать как воздушные (на высоте до 5 километров), так и надводные цели (на дальности до 10 километров).
Автор: Виктор Сокирко
Фото: Минобороны РФ