Болгария вцепилась в возможность реанимировать «Южный поток»
Болгария и Греция получили второй шанс на газовое сотрудничество с Россией: ухудшение отношений РФ с Турцией поставило под вопрос судьбу газопровода «Турецкий поток», и теперь у болгар есть все основания надеяться на возобновление другого проекта — «Южный поток», замороженного в декабре 2014 года.
Сейчас обе страны всячески демонстрируют лояльность российским интересам в Европе и ждут саммита ЕС 17–18 декабря, на котором в этот вопрос, вероятно, будет внесена какая-то ясность.
Мы не с ними
О том, как сильно Болгария и Греция мечтают распахнуть свои границы для «Южного потока», можно судить хотя бы по тому рвению, с которым они вдруг начали бодаться «за Россию» со своими братьями по ЕС.
В конце ноября представители девяти европейских стран отправили председателю Евросовета Дональду Туску письмо, в котором называли строительство еще одного российского газопровода «Северный поток — 2» противоречащим интересам всего ЕС и отдельных его членов.
По сведениям Financial Times, в рядах недовольных были в основном страны Восточной и Центральной Европы. Особенно отличились Словения, которая опасается потерять прибыли в случае прекращения транзита российского газа в ЕС через Украину, и Польша — главный проводник американских интересов в ЕС.
Справка. Газопровод «Северный поток», проходящий по дну Балтийского моря, в настоящее время является каналом поставок российского газа в Германию. Оператор трубы, компания Nord Stream AG, принадлежит «Газпрому» (51% акций). В сентябре 2015 года «Газпром» и ряд европейских компаний подписали соглашение о строительстве еще двух ниток газопровода по дну Балтийского моря — проект получил название «Северный поток — 2». После его завершения суммарная пропускная способность труб позволит полностью отказаться от транзита газа через Украину.
Затея оказалась провальной — председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер высказался за то, чтобы эта тема даже не поднималась на саммите ЕС. Но София и Афины своего не упустили и с жаром открестились от провокации соседей по региону, продемонстрировав свои теплые чувства к российскому газу, а заодно намекнув, что в любой момент готовы вернуться к вопросу о возрождении «Южного потока».
Глава болгарского правительства Бойко Борисов заявил в эфире национального телевидения: «В ситуации, в которой находятся Россия и Турция, я вижу редкий шанс, чтобы обеспечить поставки газа в Болгарию от 4–5 поставщиков».
Болгарские молитвы услышаны?
«Южный поток», в прошлом году саботированный господами из Брюсселя до смерти, пал жертвой модной уже тогда антироссийской политики и был официально «похоронен» 1 декабря 2014 года. Тогда президент РФ Владимир Путин заявил о полном прекращении работ по проекту ввиду неконструктивной позиции Евросоюза. (Причем заявление было сделано из Анкары, где проходили российско-турецкие переговоры.)
В результате Болгария, ранее пытавшаяся подстроиться под политику ЕС и несколько раз менявшая решения по «Южному потоку», казалось бы, окончательно утратила возможность участвовать в крайне важном и выгодном для ее экономики топливном проекте. Но ухудшение российско-турецких отношений после инцидента с Су-24 стало для болгар подарком судьбы.
Если год назад альтернативой замороженному «Южному потоку» стал «Турецкий», то теперь все идет к тому, что ситуация вполне может стать зеркальной.
Впрочем, не стоит обманываться, будто такой поворот событий был для Болгарии абсолютно неожиданным. Несмотря на декабрьское заявление Путина, болгары весь минувший год продолжали вести согласование планов и инвестиционных проектов в рамках «Потока».
В начале декабря министр энергетики Теменужка Петкова заявила журналистам, что компания «Южный поток — Болгария» продолжает работать и ее сотрудники исправно получают зарплату. А трубы, предназначенные для прокладки газопровода, по-прежнему лежат в порту Бургаса.
Всегда в выигрыше
Ситуация с российским газом в Европе вообще складывается на удивление удачно для болгар, лелеющих надежду на возобновление «Южного потока». Если несколько лет назад Еврокомиссия могла позволить себе выкручивать руки «Газпрому», изводя РФ бесконечными придирками, то теперь и страны Старой Европы, и балканские государства одинаково заинтересованы в строительстве труб в обход Украины.
Разложение украинской государственности самым печальным образом сказывается на состоянии ее газотранспортной системы. В 2014 году Киев потратил на ремонт трубы 667 млн гривен, годом раньше режим Януковича выделил на эти же цели 794 млн.
Тогда как, по подсчетам экспертов Mott MacDonald, для содержания труб, компрессорных станций и хранилищ в надлежащем состоянии Украине следует тратить не меньше 16 млрд (!) гривен ежегодно. На этом фоне крупномасштабная авария на газотранспортной системе становится лишь вопросом времени. И никакие симпатии Запада к майданному режиму этого не изменят.
Для России сложившаяся ситуация тоже крайне благоприятна. Во-первых, у «Северного потока — 2» имеются очень неплохие перспективы: на это, в частности, намекает тот факт, что французская Engie увеличила свою долю в проекте с 2 до 10%.
Во-вторых, шансы и на поддержку Брюсселем строительства усеченной версии «Южного потока» существенно выросли. Об этом свидетельствует 45-миллионая субсидия, выданная ЕС на строительство межсистемного газопровода IGB , который, по сути, является одним из сегментов газового хаба «Балканы», предназначенного для подвода магистрального газопровода из РФ. Реализация этой схемы позволит РФ снабжать газом южноевропейские страны и станет настоящим прорывом в российской газовой политике.
Но главное, что даже если «Северный поток — 2» по каким-либо причинам вдруг окажется заблокирован, «Южный» не захотят реанимировать капризные члены Еврокомиссии, а российские отношения с Турцией так и не наладятся, то и в этом случае мы все равно объективно окажемся в выигрыше. Прежде всего «Газпром» сэкономит миллиардные суммы на строительстве газопроводов в направлении Балтики.
Эти средства могут быть потрачены на газификацию российской глубинки, которая пока не избалована доступом к голубому топливу. Во-вторых, провал газовой экспансии даст дополнительный толчок к развитию несырьевого экспорта: в 2015 году падение мировых цен на энергоносители уже позволило Россиисовершить небольшой прорыв и оживить ряд несырьевых отраслей.
Так что единственное, что может сейчас навредить РФ в газовом вопросе, — это суета и проявление излишней заинтересованности в проектах. Однако ни того, ни другого, к счастью, пока не наблюдается.
http://1lentanovostei.ru/