Острый российско-турецкий кризис не станет причиной третьей мировой войны: Брюссель и Вашингтон просто не готовы, а для отдельно взятой Турции победа над Россией – задача непосильная, считает Александр Хроленко.
Александр Хроленко, обозреватель МИА “Россия сегодня”
После уничтожения российского Су-24 в сирийском воздушном пространстве Турция фактически стала геополитическим противником России. Напряжение нарастает. Россия вводит санкции против Турции и обещает достойный ответ. Турция отказывается извиняться, настаивает на праве защиты своих границ, придирается к российским боевым кораблям в Босфоре и вводит войска в Ирак. При этом блок НАТО политически поддерживает своего союзника и делает шаг в сторону.
И, хотя российские и турецкие власти отрицают возможность прямого военного столкновения между двумя странами, в этой сложной геополитической конфигурации боевые действия между Россией и Турцией исключить невозможно.
Словом и делом
В понедельник, 7 декабря, авиаудар международной коалиции во главе с США по объекту сирийской армии в Дейр-эз-Зоре показал реальные цели Запада на Ближнем Востоке. В этот же день генсек альянса Йенс Столтенберг заявил о необходимости разрядки отношений между Россией и Турцией. И добавил, что НАТО поможет Турции усовершенствовать ее силы ПВО.
Новые усилия НАТО в Турции вызывают вопросы у российской стороны, потому что риски и угрозы турецкой безопасности отсутствуют. Кстати, на совете альянса Турция так и не доказала нарушения границы бомбардировщиком Су-24.
© AFP 2015/ John ThysСтолтенберг: Турция может сама защитить свое воздушное пространствоПосле 24 ноября многие в мире почти поверили в легенду о брутальной неуправляемости президента Турции Тайипа Эрдогана (из Вашингтона и Брюсселя) и великую мечту турецкого премьер-министра Ахмета Давутоглу о возрождении Османской империи.
Однако прямолинейность альянса не оставляет места сомнениям: роль турецкого руководства в принятии важных решений по Сирии незначительна.
Двумя месяцами ранее, 7 октября, Столтенберг буквально дал отмашку инциденту 24 ноября: “Если Турция решит сбить самолет РФ, вторгшийся в ее воздушное пространство, и если будет установлен реальный факт нарушения, то это будет считаться оправданным. Альянс поддерживает власти Турции в данном вопросе”.
Вероятно, в российской группировке ВКС в Сирии провокационному высказыванию не придали особого значения, и бомбардировщики летали без прикрытия истребителей. Возможно, повлияла встреча в Анкаре 15 октября, на которой военная делегация РФ совместно с турецкими коллегами обсудила вопросы предотвращения авиаинцидентов. Вроде бы о мерах безопасности договорились. Но не учли более ранних договоренностей партнеров.
США рассчитывали использовать “Исламское государство” (ИГ, деятельность этой организации запрещена на территории России) для свержения президента Сирии Башара Асада, чтобы потом совместно с Турцией уничтожить ИГ и установить в Сирии удобный режим. Сначала не выполнили задачу террористы ИГ, а потом вмешательство России разрушило первоначальные планы Запада.
Если Россия, Иран и Сирия уничтожат ИГ без участия США и НАТО, возьмут под контроль почти весь Ближний Восток, страшный сон Вашингтона и Брюсселя превратится в реальность. Этого США и НАТО не могут допустить.
Поэтому турецкий истребитель и сбил российский Су-24М в небе Сирии. Однако провокация не достигла цели, РФ лишь усилила свои позиции на Ближнем Востоке. Подобную точку зрения разделяет и экс-руководитель исследовательской группы по России в штабе ВВС США, старший научный сотрудник стратегического исследовательского центра RAND Мэрфи Донован.
Уничтожение Су-24 — неразумная форма давления на Россию в Сирии, где группировка ВКС находится по приглашению властей, в отличие от американской или турецкой боевой авиации. И важно понимать, что Россия продолжит уничтожение террористов в Сирии, даже в случае боестолкновений с турецкими войсками.
3 декабря в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил: “Мы не забудем этого пособничества террористам, всегда считали и будем считать предательство самым последним и постыдным делом”. Полагаю, в послании Путин явно имел в виду нанесение турецкой стороне ущерба (возможно, не только репутационного). Присутствие и влияние НАТО делают развитие ситуации многовариантным.
Теоретически силовое противостояние России и Турции не исключено, ведь более весомой “дубины” у альянса в регионе нет.
Вероятность войны и потенциал боевых действий
Война приобретает новые формы. Большинство экспертов сходятся во мнении, что вероятность войны невелика и все же исключить ее нельзя.
В случае обострения ситуации — не по вине РФ, боевые действия начнутся в Турции, территория которой открыта для ударов со всех сторон света. По соседству расположены Средиземноморская эскадра ВМФ России, Черноморский флот, войска Южного военного округа, ракетные корабли Каспийской флотилии, авиационная группировка ВКС РФ в Сирии. Обмен высокоточными ракетными и бомбовыми ударами окажется не в пользу Турции, территория которой относительно невелика, а система ПВО несовершенна.
Боевые возможности двух стран несопоставимы, это демонстрирует Глобальный индекс военной мощи — 2015 (Global Firepower Index, GFI), который учитывает разносторонние показатели национальных вооруженных сил, энергетические, транспортные и географические ресурсы. В мировом рейтинге России отведено второе место после США. Турция занимает десятую позицию (после Китая, Индии, Великобритании, Франции, Южной Кореи, Германии и Японии).
© РИА Новости. Министерство обороны РФ|Купить иллюстрациюGFI: Турция уступает России в военном отношении по всем показателямК примеру, мобилизационный потенциал России выше в полтора раза, а соотношение сил в небе, на земле и на море выглядит так:
— ВКС России — 3429 единиц, ВВС Турции — 1020 единиц;
— танки России и Турции — 15 398 и 3 778 соответственно;
— реактивные системы залпового огня — 3 793 и 811 в пользу РФ;
— корабли и подводные лодки — 352 единицы ВМФ России и 115 единиц ВМС Турции.
Военный бюджет РФ — 60,4 млрд долларов, бюджет Турции — 18,1 млрд долларов. Кроме того, Запад находится под большим впечатлением от применения в боевой обстановке высокоточного ракетного комплекса “Калибр” и крылатой ракеты воздушного базирования Х-101 с уникальными характеристиками. Оружием подобного технологического уровня Турция не располагает.
Россия добывает энергоносителей больше, чем потребляет, а Турция питается зарубежными поставками. НАТО не заменит туркам российский газ.
В то время как политики говорят, что война между Россией и Турцией невозможна, военные специалисты и историки выражают сомнение в корректности этого утверждения. В течение трех веков две страны воевали в общей сложности 69 лет, и Россия всегда побеждала. Короткая справка по военной истории одного только декабря:
— 17 декабря 1788 года русские войска под командованием Григория Александровича Потемкина взяли турецкую крепость Очаков;
— 24 декабря 1790 года русские войска под командованием Александра Васильевича Суворова взяли турецкую крепость Измаил;
— 10 декабря 1877 года русские войска взяли турецкую крепость Плевна, и через 18 дней разгромили турецкую армию у Шипкинского перевала.
С тех пор мир не настолько изменился, чтобы история не могла повториться в декабре 2015 года.
А что же союзники Турции? В крайнем случае США и НАТО помогут вне прямого участия в конфликте.
Возможности НАТО
В период российской операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года администрация Буша рассматривала варианты нанесения бомбового удара по Рокскому тоннелю (по нему шли в Южную Осетию российские войска, государственная граница пересекает тоннель посередине). Но решение так и не было принято, а итог того конфликта хорошо известен.
Запад выдержал это военно-политическое унижение, потому что ответные меры Вооруженных сил РФ были очевидны. Грузия не стоила таких жертв.
В случае военного русско-турецкого конфликта в Вашингтоне придется обсуждать бомбардировку средиземноморских проливов. Готовы ли сегодня члены НАТО защищать Турцию?
Прежде в Афганистане, Ираке, Югославии и Ливии действовали в основном американские ВВС при символическом участии прочих союзников. Их, кстати, США и НАТО набирают по принципу социальных сетей — чем больше друзей, тем выше статус (поэтому, когда в альянс приняли беспомощных в военном отношении Эстонию, Латвию и Литву, в реальности европейская безопасность понизилась). Обязательства США и НАТО по отношению к Турции опасны для альянса.
© AP Photo/ Kayhan Ozer Обозреватель National Interest: Турцию пора исключить из НАТОВот как отражает ситуацию американское изданиеAmerican Thinker: “Самолет сбит, пилот мертв, а Путин получил возможность проколоть шар НАТО… Он может просто наблюдать за тем, как этот альянс сам себя разрушает. Он заставляет членов НАТО работать друг с другом, чтобы, к примеру, защитить Турцию в соответствии со Статьей 5 (Устава НАТО) или бороться с ИГ. В конечном счете члены НАТО не смогут работать друг с другом из-за слабости американского руководства и в связи с тем, что у большинства членов этого альянса попросту нет необходимых ресурсов для вступления в эту игру”.
Нет ни гарантирующих победу ресурсов, ни особой готовности жертвовать собой. Европу заставили содрогнуться менее миллиона мирных беженцев с Ближнего Востока. На многомиллионные человеческие и многомиллиардные денежные потери она вряд ли пойдет. Поэтому сирийский кризис — это кризис США и НАТО.
А успех воздушной операции ВКС РФ в Сирии очевиден — террористы ИГ эффективно уничтожаются. Авиаудары России разрушают и нефтяной бизнес террористов, от которого, как выяснилось, имеет доход Турция. И становится понятнее, что собранная США антитеррористическая коалиция из шестидесяти государств больше года декларировала одни, а преследовала другие цели.
Поэтому Южная Турция стала местом подготовки террористов, хранения оружия и сбыта контрабандной нефти. Любые вооруженные группировки в Сирии (и на Ближнем Востоке в целом), торгующие контрабандной нефтью, оружием, людьми, — это террористы.
РИА Новостиhttp://ria.ru/analytics/20151208/1338203405.html#ixzz3tvVtZVJP