Головокружительная карьера теперь всем известная Марины Раковой началась стремительно и бравурно. Несколько лет была гендиректором ООО «В гостях у сказки». Затем обустраивала детские «коворкинги» в рамках проекта Агентства стратегических инициатив, которые в некоторых городах привели к финансовым скандалам.
Так дальше и складывалась её жизнь – по сценарию абсолютно сказочному. В истории её возвышения и мгновенного финального провала многое завораживает.
Ибо в роковой истории Раковой – чисто голливудский размах. Главная героиня —
38-летняя женщина модельной внешности, которая вполне могла бы засветиться на обложках гламурных журналов. Вхожа в круг самых влиятельных людей страны. В сети ходят её фотографии, на которых она рядом с президентом, мэром Москвы, другими могущественными персонами. Когда полтора года назад Ракова переходила из Министерства образования в Сбербанк на должность вице-президента, то представить её сотрудникам счёл необходимым сам Герман Оскарович Греф, утомившийся подыскивать достойного человека, который/ая могла бы ответственно и с пользой для окружающих возглавить реформу образования страны.
Таким человеком оказалась Марина Ракова, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей». Образовательное сообщество успело хорошо узнать Марину Николаевну по числу «успешных проектов», один из которых с присущей нашей бюрократии тягой к заграничному изыску назывался «Кванториум» (сеть технопарков для дополнительного образования детей и молодёжи).
Раковой удалось войти в очень узкий круг «реформаторов на рынке образования», и когда Греф начал реализовывать свои инициативы, её невозможно было обойти. Так или почти так глава Сбера вышел на Ракову.
Перейдя в Сбербанк для воплощения наполеоновских планов нового шефа, энергичная девица Ракова действовала как ну очень эффективный менеджер. Тут же привела с собой из Минпросвещения управляющих директоров Евгения Зака и директора дивизиона «Цифровые платформы образования» Максима Инкина. Юрисконсультом в это уютное объединение единомышленников пристегнули преподавательницу РАНХиГС Кристину Крючкову.
И творческий распил с ходу пошёл бодро, в хорошем темпе. Как и подозревали наши читатели с самого начала развития сюжета с Раковой, дело, конечно, не сводилось к пресловутым 50 миллионам. По сообщениям СМИ, речь идёт об ассигнованиях свыше двух миллиардов рублей вот их масштабы. Так что работы теперь у следователей — непочатый край.
Уроженка небольшого алтайского посёлка Горняк, дочь сотрудника прокуратуры, вундеркинд. Уже в 15 лет – студентка «Бауманки», в 19 –
дипломированный специалист. Как всё это удавалось не в меру прыткой девице, пока не очень ясно. Но в её биографии 10 лет «поисков себя» и «своего дела» – частые поездки за границу, обучение в Греции и Швеции. Всего понемногу, всего по чуть-чуть, и вот она уже «эксперт» и идейный вдохновитель реформ (а точнее, разрушения) российского образования. Создание в России сети детских образовательных технопарков, так называемых «кванториумов» — её идея.
Тогда же произошёл первый публичный скандал, где оказалось замешано её имя: Ракова решила обустроить коворкинг-центр в красивом здании в Барнауле – на ул. Ленина, 63 а, для чего там стали возводить «квариум». Когда народ выразил возмущение строительством пристройки, явно не вписывавшейся в экстерьер, она попыталась заручиться поддержкой региональных властей, но те открестились от её затеи, и Ракова занялась другим проектом — учредила «Кванториум».
Именно эта задумка быстро стала «счастливым пропуском» Раковой в новую жизнь: на «Кванториум» обратили внимание, в необходимости создания детских технопарков вскоре убедили всех, кого только можно было, и на появление этих центров в регионах принялись выделять деньги. Правда, не обошлось без проблем. Например, в Томске через полгода после красочной презентации с яркими картинками выяснилось, что на самом деле «Кванториум» открыт не был, а деньги на него потратили.
Или в Хакасии, где в детский технопарк вложили порядка 60 млн, его опечатали, а занятия начали проводить в другом месте.
Но к тому времени энергичная дама обрела вторую космическую скорость, и дальнейшему продвижению карьеристки — вплоть до постов замминистра и вице-президента крупнейшего банка страны — это не помешало.
Кресло заместителя министра просвещения пришлось ей как нельзя впору! Новые амбициозные проекты, вроде «Учителя будущего», спешное освоение гигантских сумм. На кону ни много, ни мало – фактическая реформа всей системы образования в России.
В числе подрядчиков — российско-британская Московская высшая школа социальных и экономических наук (известна как «Шанинка»), которая, кстати, на момент исполнения заказа не имела госаккредитации. Среди учредителей этого вуза — Институт экономической политики имени Е.Гайдара. .
А дальше в звёздном сценарии – чёрная дыра. В элитном доме экс-чиновницы и на её рабочем месте в Сбере, которое она занимала уже полтора года, прошли следственные действия. Ракова не ждала визита следователей и встретила правоохранителей утром в домашнем халате.
И топ-менеджер крупнейшего банка страны, пустилась в бега. Присвоение 50 миллионов рублей, в чём обвиняют её с подельниками, по некоторым данным, лишь жалкая верхушка денежного айсберга.
30 сентября Ракова должна была явиться на допрос, однако не явилась, не появилась на работе, а её телефоны оказались выключены. Предположительно экс-замминистра скрывается от следствия.
Ракова – в подаче СМИ — русский вундеркинд из провинциального город, с лёгкостью и с золотой медалью перепрыгнувшая школу, а затем, чуть ли не за два года, и московскую Бауманку. Затем с чьей-то помощью внедрилась в образовательные кущи, где молодая российская демократия с помощью шустрых образованцев, состряпавших дипломы забугорных вузов, быстро выучилась крушить старую систему и городить мудрёную новую, где роем появляются некие проекты с мудрёными и оптимистическими названиями вроде «кванториумов», «учителей будущего» и т.д.
Взгляните на наш кабинет министров или губернаторов, на лица молодых выдвиженцев, послушайте их речи, и тем, кто ещё сохранил остатки здравого смысла, будет ясен весь ужас совершающегося на наших глазах.
Плод заведённой в последние год системы продвижения кадров, взлетевшая под чьим-то умелым и ласковым приглядом сначала в кресло замминистра образования. Ну, а потом прямиком в вице-президенты Сбербанка, причём новость о её назначении поведал миру не пресс-служба банка, а лично всемогущий финансовый громовержец России по имени Герман Греф.
Ушлый наш народ тут же ухватил, что обвинение в краже, уводе или присвоении 50 млн. рублей в ходе исполнения поддельных контрактов – слишком ничтожные деньги, чтобы затевать громкое дело. Стоимость двух «трёшек» в столице. Не те нынче масштабы российского воровства, не те суммы обычно вменяются лихоимцам. Волноваться из-за полсотни миллионов – просто несерьёзно. Могли бы уладить и во внесудебном порядке.
А раз нет, смекнул наш народ, умудрённый опытом последних десятилетий, то речь, стало быть, идёт о суммах куда бОльших. И о замешанных в деле персонах, куда более могущественных и влиятельных, чем алтайская птица Ракова. В новостях уже мелькнули цифры присвоенного – свыше двух миллиардов рублей!
Не зря ведь её подручные по ремеслу и этому делу Инкин, Зак и Кобчкова отреагировали куда эмоциональней, чем наша героиня. Один разрыдался, вторая бухнулась оземь в ноги следователям. Но наученные резвостью и склонностью Раковой к побегам следователи взяли их под стражу, несмотря на просьбы интеллигентного Стеценко, мужа сбежавшей. Через день, впрочем, под стражу взяли уже и самого гражданского мужа, обвинив его для начала в присвоении 9 миллионов.
Ракова предпочла выйти из укрытия и начать серьёзный разговор со следствием.
Нас ждёт тьма открытий чудных!
Автор: Михайловский Василий
Источник: газета Слово № 19, 2021 Подписывайтесь на газету «Слово»! Подписные индексы: П4244 и П4362 (индексы каталога Почты России)